• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о расслабленном. 23.05.2021

    23/05/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о расслабленном. 23.05.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Христос воскресе!

    Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение Недели о расслабленном, которое мы часто слышим во время водосвятного молебна. Была купель в Иерусалиме, около нее собирались немощные, больные, хромые, слепые, сухие, как перечисляет нам Евангелие. Причиной, почему немощные люди собирались около купели, было то, что Ангел Господень, сходя в купель, возмущал воду, и первый, кто успевал войти в купель по возмущении воды, получал исцеление. Много этих немощных людей находилось в пяти пределах вокруг этой купели.

    Господь, придя к этой купели, увидел человека, который уже 38 лет был в недуге своем, но не терял надежды, что и ему удастся хоть когда-нибудь опуститься первым в воду и получить исцеление от недуга своего. Многие годы ему не удавалось задуманное: «когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Делом большого количества людей, находившихся вокруг купели Силоамской, было внимательно наблюдать за действием воды и ждать ее возмущения. Они не теряли надежды в своих сердцах на то, что им удастся увидеть это действие благодати Божией, успеть спуститься в купель первым и получить исцеление от недугов своих.

    Что же напоминает нам этот образ, который мы видим духовным взором своим: людей, собравшихся вокруг купели Силоамской и ждущих действия благодати Божией? Немощные люди, собравшиеся вокруг купели, были по понятиям времени того грешниками. Вокруг купели собрались одни грешники, чающие получить исцеление как от греха, так и телесное. Мы много раз слышали в Евангелии, как иудеи говорят Господу, что всякая болезнь есть следствие греха. Даже когда Господь исцелил слепорожденного, иудеи Его спрашивали о том, кто согрешил: он или родители его. Столь было в людях укоренено представление о том, что всякая болезнь связана с грехом. И вот мы видим вокруг купели Силоамской огромное количество грешников, которые надеются, не отступают от купели, несмотря на то, что им не удается оказаться первыми под действием благодати Божией. Их не смущает, что в глазах людей они являются грешниками.

    Не сей ли образ и нашей жизни Церковной? По немощам и болезням души своей мы устремляемся к источнику благодати Божией, который действует в Церкви. Приобщаемся через Таинства Церковные к неизреченной милости Божией, касающейся нас, исцеляющей, утешающей, приносящей радость – то, что, казалось бы, невозвратно потеряно по грехам, которые совершались человеком в жизни. И если те люди, которые находились у купели, желали получить здравие телесное, то мы, приходя в храм, желаем получить исцеление душевное, здравие от недугов души своей, чтобы успокоилась и наша немощь телесная.

    Господь ждет каждого человека. Сегодня мы видим, что Он знает страдания человека, который столь долго находился у купели Силоамской. Но человек этот не терял надежды, не отступал, имел сердечную надежду на то, что и в его жизни совершится невозможное: получит он здравие, в какой-то момент оказавшись первым под действием благодати Божией. Так же и все, кто идет в храм Божий, имеют желание обрести здравие для души своей, обрести святость. Мы с вами тоже устремляемся в храм под действие благодати Божией – для того, чтобы стать святыми, обрести здравие души своей. Эта цель сердечная и приводит нас в храм Господень: ничто скверное не может находиться рядом с Господом, огонь пожирает все, что не соответствует чистоте сердечной.

    Господь смотрит в сердце каждого из нас. Знает все наши немощи и скорби. Господь видит и нашу борьбу с недугами, которую ведет каждый из нас. Как часто мы оказываемся слабы в борьбе духовной! И Господь ждет от нас, что мы не потеряем это направление нашей жизни – как расслабленный человек был устремлен к этому действию благодати, ждал его и, возможно, радовался за других, которые получали исцеление. И, возможно, сердце его укрепляла надежда на то, что и над ним совершится это удивительное и таинственное событие, и он станет здрав. Точно так же и в нашей жизни мы не должны терять самого важного – нашего направления в храм Господень. Все остальное в нашей жизни не имеет никакого значения, оно временно, суетно, быстро утрачивается, как и все наши земные возможности. И только эта радость, которую человек обретает в храме, в Таинствах Церковных, в жизни Литургической сохраняется в нашей жизни. Эту радость не может мир похитить у человека. Она живет как некое сокровище в сердце человеческом. Она не зависит ни от каких внешних обстоятельств, не зависит от физического состояния человека. Эта радость приходит в сердце человеческое из другого мира, – эта радость духовная. И как бы ни хотел человек заменить эту духовную радость на какие-то земные сиюминутные радости и утешения, они быстро рассеиваются как туман, и вновь человек начинает испытывать страдания и немощи, и вновь искать утраченного.

    Мы знаем, что найти эту радость можно только в храме Господнем, только в полноте молитвенной жизни: нет большей радости за границами храма. Она не может там жить, потому что, входя в храм, мы оставляем суету нашей жизни, суету мыслей и забот и предстоим пред Господом. Так же, как люди у купели наблюдали за состоянием воды, так и мы должны наблюдать за состоянием сердца своего: не будет ли движения благодати Божией в сердце нашем? И Господь даст нам ответ на вопрошания и скорби нашего сердца. Разрешатся всякие вопросы и проблемы, которыми связывает нас мир, если мы будем внимательно наблюдать в храме Божием за действиями сердца своего. Не рассеиваться, не приносить в храм Господень суету мира сего, но сосредотачиваться на действии благодати Божией – как в некой купели, о которой нам сегодня говорит Евангелие, – в нашем сердце.

    Если мы не упустим момент действия благодати Божией в сердце своем, то величайшее сокровище обретаем и находим ответы на все проблемы свои. Умиряется сердце, успокаивается дух человеческий, разрешаются все обиды, все раздражения: все это уходит.

    Мы не один раз уходили из храма радостными и утешенными,  но вновь потом теряем это состояние. Сегодня на это Господь нам говорит: «се́ здра́въ е́си: ктому́ не согрѣша́й, да не го́рше ти́ что́ бу́детъ». Господь говорит о том, что жизнь наша должна продолжаться и вне стен храма. Мы должны унести благодатную жизнь за пределы храма. Наша жизнь в миру должна стать «жизнью в Церкви», а не мир должен жить в наших сердцах – в Церкви. Тогда действительно многое будет иначе совершаться в нашей жизни, тогда мы будем чувствовать полноту жизни в самих себе, будем способны этой полнотой жизни делиться с другими. И тогда выстраивается иной строй-порядок жизни, о котором нам много говорил Господь: единство нашей жизни основано на том, что мы научимся не о себе думать и не свои задачи и цели ставить впереди, но научимся думать о другом человеке, его ставить впереди себя. Чего не хотите самому себе, то не делайте другому человеку. Господь нас научает этой полноте жизни по благодати. Если мы ищем благодати Божией, знаем эту радость, которую она приносит в сердце наше, то сколь осторожны и внимательны мы должны быть по отношению к другому человеку. Не смутить! Не раздражить, не обидеть другого человека! Чтобы и он не лишился тока благодати Божией. Чтобы не коснулось его сердца смущение, не дающее возможности войти благодати в сердце человеческое.

    Посему хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы не забывали, ради чего мы ходим в храм Господень. Здесь Господь дает нам сполна благодати, – как человеку расслабленному и ждущему много лет исцеления, даровал Господь желаемое по сердцу его. Точно так же и нам все дает Господь. Но будем внимательны и не утратим внимания к сердцу своему, чтобы через другого человека не лишиться нам действия благодати Божией, но чтобы другой человек стал для нас возможностью обрести это желаемое присутствие благодати Божией. Заботясь о другом человеке, мы привлекаем благословение Божие и благодать в сердце свое. Смущая человека, лишаем благодати и себя, и другого. Мы отвечаем и за себя, и за другого человека перед Лицем Божиим. Посему и слова, которые сказал нам сегодня Господь: «се́ здра́въ е́си: ктому́ не согрѣша́й…», да будут перед нашим духовным взором, сугубо в наших отношениях друг с другом, чтобы «да не го́рше ти́ что́ бу́детъ», чтобы не смутилось сердце и наше, и другого человека, и не пришлось нам вновь и вновь искать исцеления души и тела своего.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]