• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю Торжества Православия. 21.03.2021

    21/03/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю Торжества Православия. 21.03.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в Неделю Торжества Православия, мы слышали Евангельское чтение о том, как Господь призывает Своих учеников Филиппа и Нафанаила к тому служению, о котором они еще не помышляют и не представляют. Но ученики делают свой первый навстречу Господу, не задумываясь и не размышляя. Каждый из них имеет свое призвание от Господа, свое удивление от явления этой удивительной, таинственной силы, которую носил в Себе сокровенно Господь и Бог наш Иисус Христос. Некогда апостол Петр был поражен властью Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа над стихиями мира – чудесным ловом рыб. Апостолы были поражены тем, как Господь ходил по водам, как стихии покорялись ему. А сегодня мы видим, как Нафанаил, будущий апостол Христов, был поражен всеведением Бога, Его прозорливостью, был поражен тем, что ничто сокровенное не сокрыто от Господа. Когда Господь говорит ему, что видел его под смоковницей, тут же открывается навстречу Богу сердце Нафанаилово, и он исповедует Его Сыном Божиим, грядущим Мессией и принимает в сердце свое все те слова, которые говорит Господь, как призыв к некоему особому служению, которое ему предстоит. Господь же, в ответ на исповедание Нафанаила, говорит удивительные и таинственные слова о тех, кто последует за Ним, кто будет веровать в него: «узрите не́бо отве́рсто и а́нгелы Бо́жiя восходя́щыя и низходя́щыя надъ Сы́на человѣ́ческаго».

    Что такое «отверстое небо», как не возможность для человека видеть своим духовным взором присутствие Бога? Видеть Его действующим в этом мире через те или иные обстоятельства, через других людей, когда Господь открывает нам Свою волю, указывает нам тот путь, по которому должен идти верующий в Него и доверяющий Ему всю свою жизнь. Господь, призывает апостолов, а через них – и нас - к этому удивительному единству жизни во Христе, ведь Господь соединяет всех в одно единое целое – в Церковь Святую. Господь ведет всех по удивительному пути среди земных забот, суеты, приоткрывая нам то, что существует еще иной мир – там, где ангелы восходят и нисходят, там, где присутствует Господь и Небо отверсто.

    Это присутствие мира иного для нас раскрывается во всей полноте в Таинствах Церковных. За Божественной Литургией мы слышим песнопение: «И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и Животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще…». И в этот момент храм действительно наполняется ангелами, воспевающими и свидетельствующими о том, что Господь здесь присутствует, и Он всегда посреди тех, кто возносит к Нему молитвы. Где два или три сердца обращены к Богу – там всегда присутствует Господь. Церковь живет и действует в этом мире. И вся история, которая происходит на этой земле, она связана с Церковью, она подчинена жизни Церкви. Все события жизни человеческой, вся суета не имеет никакого значения, потому что Господь заботится в этом мире только о Своей Святой Церкви.

    Сегодня мы с вами в Неделю Торжества Православия удивляемся тому, как Церковь прошла через все века, испытания, трудности и гонения. И удивляемся тому, как может Церковь торжествовать, ведь она никогда не торжествовала над этим миром, всегда была гонима. Церковь всегда находится под давлением этого мира. Как говорил патриарх Алексий, Церковь – это всегда ломимое, кровоточащее Тело Христово. Над чем же торжествует Церковь? Над чем торжествует Православие? Над смертью. Господь пришел, чтобы даровать нам жизнь, увести нас от сени смертной в новую жизнь – туда, где нет времени, наполненного суетой и заботами, где есть мир, покой, тишина и радость на сердце человеческом.

    Господь желает нас перевести от суеты в совершенно иной мир. Но сердце противится этим прямым действиям Божиим, понуждающим оставить суету, заботы и последовать за Ним, как сделали некогда апостолы. Оно противится и желает выстраивать жизнь по своим представлениям и понятиям, по лукавству своего внутреннего устроения. И если в сердце своем обретает человек некое сопротивление и изрекает слова, которые обличают то Церковь, то правительство, то других людей, которые находятся рядом, то это означает, что тление смерти коснулось души человека. Если человек обретает в самом себе недовольство, то, значит, тление и смерть находятся близ сердца и души человеческой. Разве может человек, живущий со Христом, быть чем-то недоволен? Древние патерики повествуют о том, что христиане, жившие в те времена, были всегда радостны и всем довольны. Люди, взирая на христиан, говорили: мы видели других людей!

    Действительно, быть в этом мире и уметь радоваться и довольствоваться тем, что имеешь, для человека величайшее благо, мудрость и счастье. Всякое же недовольство, всякое обличение лежащего вокруг тебя мира - свидетельство беды и смерти, которые касаются сердца человеческого. Как только мы обретаем признаки смерти и тления в самих себе, как только начинаем обличать других – тут же мы должны обратиться к Тому, кто может нас исцелить от этой болезни смертной - как некогда мытарь своей молитвой обратился к Богу: «Боже, милостив буди, ми, грешному!», как некогда слепой возопил: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Как только первые признаки смерти появляются в нашем сердце, мы должны устремляться к Врачу душ и телес наших, устремляться молитвенным настроением сердца, чтобы Он нас исцелил.

    Признак души живой и здоровой – это устремленность к Богу в тишине и молитве. Здесь живет Господь. Здесь нет безумного веселия мира сего. Здесь есть неизреченная радость, которая наполняет сердце человеческое и направляет его на непрестанную благодарность Богу за те милости, которые Он являет над нами, за то, что Он хранит нас среди этого мира и дает нам возможность видеть совершенно иное, отличное от того, что мы видим в окружающем нас мире. Господь желает нас перевести от тлена и сени смертной в мир света, полноты и радости. От нас требуется только одно: чтобы мы не противились Богу, чтобы мы вовремя различали немощи и недуги души своей, чтобы вовремя обратились к Врачу, который может нас исцелить, пока есть еще у нас время земной жизни. Потом, за границами этого времени земного, человек поймет свои ошибки в жизни, но уже не будет возможности их исправить.

    Душа живая или душа мертвая – другой у нас не бывает! Посему желается, прежде всего – для самого себя, и для каждого из вас, чтобы душа наша была живой, и мы следили за ней. Порой, за своим здоровьем телесным, за выполнением предписаний и карантинов мы следим более, нежели заботимся о своей душе. Не прописываем ей нужных и должных карантинов от страстей и похотей, и всякого рода новостей.

    Желается, чтобы мы были одним единым – об этом молился Господь. Чтобы единство нашей жизни, как малой Церкви, было свидетельством в этом мире присутствия Бога, чтобы смущающиеся и сомневающиеся люди услышали наши слова, как апостол Филипп говорил Нафанаилу: «прииди и виждь». Не надо много говорить, не надо наставлений и назиданий произносить. Надо только говорить: «пойди и посмотри», чтобы наши дела и поступки свидетельствовали о нашей вере. Чтобы другие люди, увидев нас, могли сказать: «мы видели других людей, которые живут совершенно иначе, чем мы живем в мире, и радость всегда пребывает в их сердце». И тогда устремленность многих сердец будет направлена от мира сего к Церкви и Богу. Если же наши поступки и дела противоречат нашим словам, то не будет веры словам нашим.

    Посему желаю себе самому и каждому из нас, чтобы наши слова о духовной жизни, о Господе и Церкви никогда не расходились с нашими делами. Говорить можно только о том, что пережили, чему сами научились. Все остальное мы должны передать Богу. «Прииди и виждь», как живет Святая Церковь, какая полнота радости и мира обретается для тех, кто ищет Господа, кто хочет жить с Ним, кто хочет довериться Ему, оставив свои человеческие умопостроения и планы.

    Господи, слава Тебе! Милость Божия да будет со всеми нами. И Торжество Православия, это удивительное сегодняшнее событие, будет отражаться и в наших поступках, делах и словах!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]