Приходская жизнь
Пастырское слово
-
06/06/2021
Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. 06.06.2021Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!
все праздники
Христос воскресе!
Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение, которое определило весь строй и Всенощного бдения вчерашнего, и сегодняшней Литургии. Именно поэтому сегодняшнее воскресение зовется Неделей о слепом.
Замечательный эпизод из Евангелия мы слышали – о том, как Господь исцеляет слепорожденного, и у слепорожденного начинаются «административные мытарства». Начинаются выяснения: что? где? когда? почему? Извечный вопрос всей нашей цивилизации – вопрос соотношения формы и содержания, процедуры и результата. И каждый раз, когда мы читаем о чудесах Спасителя во время Его земной проповеди (кстати сказать, очень короткой – всего 3.5 года, совсем небольшой срок, однако всю цивилизацию перевернула), мы удивляемся тому, что каждый раз эти чудеса чему-то противоречат.
Конечно, самое главное противоречие заключается в том, что пришел Новый Завет, и Ветхий Завет надо закрыть. Те законы, которые были даны человечеству в Ветхом Завете, они не то, что стали ненужными – нет, они остались очень важными и нужными, но они перестали быть спасительными. Мы с вами знаем прекрасно, что в Ветхом Завете все умирающие уходили в Шеол, по-нашему – в Ад. Но в Аде было место, куда собирались все праведники. Им там было плохо. Им там было неуютно. Но то, что они собирались там вместе, это их немножко грело. В Священном Писании это место зовется Лоно Авраамово. И лишь приход Спасителя в мир дал возможность не только ветхозаветным праведникам, но и тем, кто в Новом Завете смог в своем сердце собрать достаточное количество любви, Господь дал возможность этим людям перейти в Царство Небесное. Вот в этом и заключается основная проблема взаимоотношения Спасителя и книжников и фарисеев Ветхого Завета.
Каждый профессионал в своем деле прекрасно знает, что процедура значит очень много. Можно достичь результата, минуя процедуру. Но нет гарантии, что это где-нибудь потом не аукнется. Процедура нас защищает от случайностей, защищает от каких-то незамеченных ошибок, которые потом могут стать сильной проблемой в нашей жизни. Именно в этом и состоит профессионализм – чтобы в конкретном деле выработать процедуру, которая приводила бы человека к результату. Но к результату, застрахованному от всяких случайностей. И в этом плане, конечно, фарисеи были абсолютно правы, что нельзя даже добрые дела делать тогда, когда это не положено делать.
Но Господь пришел на эту землю, чтобы открыть врата Царствия Небесного. А это значит, что Он пришел на землю, чтобы закрыть, закончить Субботу покоя. И не по Своему желанию, не по Своей воле, не Своими чудесами, не Своим учением, а Своей смертью. Сошедший во Ад Господь смог истребить те узы, которые удерживали там праведников. После Воскресения Христова были открыты врата Царствия Небесного. Но фарисеи-то этого не знали, что так будет. Поэтому конечно они имели полное право гнать этого Пророка, который постоянно нарушал Субботу, постоянно сопротивлялся закону, причем по таким статьям, за которые положена смертная казнь.
А Господь, конечно, все знал, что будет и как это будет. Но продолжал творить чудеса, нарушая формальный ветхий закон. Но нарушая его так, что каждый раз, когда к Нему предъявляли какие-то претензии, Он оправдывался тем же законом. И основная Его мысль была в том, что закон законом, но на земле в отношениях между людьми, между людьми и Богом самое главное не закон, а любовь. Там, где есть истинная, настоящая любовь, она имеет право нарушать закон. Если мы видим утопающего человека, а перед нами светофор, на котором нарисован красный человечек, мы можем стоять и ждать, когда загорится зеленый человечек, а можем рвануть спасать. В обоих случаях мы будем правы. Только в одном случае мы будем правы формально, а в другом – по любви. Любой полицейский, который увидит наше нарушение закона, имеет право нас оштрафовать. И мы должны понимать, что когда нарушаем формальный закон, даже ради любви, мы себе подписываем приговор. И этот приговор мы должны принимать с благодарностью. Что для нас бывает очень сложно.
Мы часто нарушаем формальный закон – по любви, даже, может быть, и не задумываясь об этом. Потому что любви мы все-таки чуть-чуть научаемся у Церкви. Но вот когда нас обличают в нарушении закона, мы почему-то сразу пытаемся лезть на рожон, пытаемся доказывать свою правоту – уже без любви.
К сожалению или к счастью, современный мир все больше и больше становится законническим. Если раньше с человеком можно было поговорить просто взглядом, если раньше можно пойти на какие-то уступки, то сейчас нас стараются сделать формальными пешками. И дело не в том, что меняется внешний мир, а дело в том, что меняется внутренний мир каждого человека. Достаточно вспомнить прошедший карантин. Каждый из нас пусть для себя вспомнит, как мы выходили из карантина. Мы отсидели дома какое-то время – нас приучили смотреть службы по телевизору или по компьютеру. И когда нам разрешили выходить на улицу - далеко не все вернулись в храм. И каждый раз был повод, было какое-то внутреннее оправдание того, что мы сегодня не можем пойти в храм – нам же разрешали смотреть по телевизору службу. Вот, я посмотрел, как бы этого и достаточно…
Мы стали реже ходить в гости друг к другу, реже встречаться, реже вспоминать о том, что у нас есть родственники и знакомые – что есть те люди, для которых мы, может быть, даже единственный свет в окошке. И это грустно, потому что это приближает царство Антихриста. В Священном Писании четко сказано, что в последние дни любовь будет оскудевать. И любовь будет оскудевать не потому, что наступают последние дни, а последние дни будут наступать потому, что будет оскудевать любовь. То есть все дело не в каких-то внешних условиях жизни, а лично в нас. Если в моем сердце есть любовь, то я своей любовью могу отодвинуть конец света.
История медицины знает не больше десятка случаев, когда было дано зрение тем, кто родился слепым. За всю жизнь человечества, за всю история цивилизации – не больше десятка таких случаев. И практически все они были трагичными, потому что человек, который привык жить в определенных условиях, получая какую-то новую способность, психологически не вмещает ее в себя. Представьте себе, что у нас у всех выросли крылья, и мы научились летать. Представляете, что будет в городе? Мы все просто поломаемся, лбами посталкиваемся, все законы будем нарушать и не будем знать, что делать с этими крыльями. Так же и слепорожденный. Когда ему дается возможность видеть, он попадает в совершенно иной мир, для него незнакомый, непонятный. Ему страшно, потому что он привык совсем к другому. У него совсем другой стиль жизни. У него стиль мышления. У него другое ощущение от окружающего мира.
В середине прошлого века была зафиксирована такая история в медицинских анналах, когда у семейной пары слепых родился ребенок зрячий. И еще до родов врач предупредил: у вас будет зрячий ребенок, потому что вы зрение потеряли уже в возрасте, и у вас генетика нормальная – ребенок здоровый будет. Они пришли на следующий день к врачу и сказали: а можно ослепить ребенка в утробе? Врач спросил: а зачем? Они говорят: а этот ребенок не из нашего мира, мы хотим ребенка в своем мире, а не в чужом. То есть они были настолько шокированы, что их ребенок может видеть, по-другому ощущать окружающий мир, что они фактически от него отказались. Либо ослепите его, либо мы от него отказываемся, потому что это не наш человек!
И основное чудо, совершенное Господом – это не то, что он исцелил слепого, а то, что этот слепец стал нормальным человеком, полноценным, что он воспринял это приятие зрения адекватно и свободно стал им пользоваться. Вот это – чудо!
И Господь, когда ждет от нас этого внутреннего поиска любви, которая единственная способна на преодоление внешнего земного закона, Он каждый раз готов сотворить с нами чудо. Не чудо прозрения, а чудо вхождения в культуру Царства Небесного. Мы все с вами привыкли жить в грязи, привыкли жить во грехе. Для нас это удобно, комфортно, тепло, сытно. А что делать в Царстве Небесном, мы не понимаем. Как это: телевизора нет, пива не продают, с женой не поцапаешься, спать не дадут, на рыбалку не сходишь, даже машины нет, чтобы порулить? Что делать-то? Молиться постоянно, и день, и ночь? Скучно же! Вы представьте себе: мы в храм приходим, два часа постояли, на третий час уже коленки ноют, спина болит, мысли куда-то улетели так, что и забыл уже, где находишься. А там-то это постоянно! Там тебе просто не дадут отвлечься, потому что Господь будет «маячить» перед глазами постоянно. Он от тебя никуда не денется. Вот, ты как в храм пришел на исповедь, стоишь у аналоя – и у тебя мысли кипят. Отошел от аналоя – успокоился, в форму вернулся обратно. А там это кипение постоянно. И мы постоянно будем себя проверять, пытаться очистить, контролировать, привести в какую-то норму.
Сейчас сложно привести какой-то пример. Мы всегда говорили, что Господь – это Царь. Представьте себе, что вы — простой крестьянин перед глазами царя. Как он себя чувствует? Как уж на сковородке. Вот, у нас президент – сегодня один, завтра другой. Мы к президенту можем зайти, ногой открыв дверь. У нас психологической проблемы нет в этом. Но если мы себя представим в древнем царстве, где царь – это фактически бог, тогда понятно, что перед очами Божиими нам очень некомфортно, мы «не в своей тарелке», а в горячей тарелке, на сковородке.
Господь каждого из нас не только может принять в Царство Небесное. Господь каждого из нас может подготовить к этому – таким чудом, как Он слепца подготовил к жизни в новом состоянии. А что для этого надо? Для этого надо научиться принимать те чудеса, которые дает нам Господь. У каждого из нас на жизненном пути очень много встреч с Богом. Мы их часто не замечаем. Они нам не нужны. У нас есть план, у нас график, расписание, у нас есть профессионализм. Мы сами себе зарабатываем деньги, мы сами себя кормим, одеваем, кого-то воспитываем, кому-то помогаем, кого-то лечим и т.д. Но забываем о том, что все это делает Господь, а не мы. Что твое дело – трудиться. Трудиться с любовью и радостью, а Господь будет тебя и кормить, и одевать, и давать возможность делать добрые дела, давать возможность с кем-то пообщаться. А мы настолько зациклены на себе, что не понимаем, что те возможности, которые у нас вдруг появляются в жизни – это не случайность, не закономерность нашего трудового кодекса, труда нашего. И чем больше мы видим этот дар Божий в нашей жизни, чем больше замечаем те якобы случайности, которые окрыляют нас в нашей жизни – это может быть какое-нибудь совсем малое событие, которого, проходя мимо, мы лишь коснулись чуть-чуть, а у нас осталось в памяти светлое впечатление. Птичка пропела или снежинка упала на варежку… Какой-то такой момент, который тебя вроде бы не касается напрямую, а сердце вдруг встрепенулось. И вот до тех пор, пока мы не научимся благодарить Бога за эти мелочи нашей жизни, Богу очень сложно дать нам зрение.
Мне бы хотелось, чтобы сегодняшняя служба в последнее воскресенье Пасхи (потому что в среду мы будем уже служить Отдание праздника Пасхи) дало бы нам с вами закваску на весь год – до следующего Великого поста. И в следующий Великий пост, в его Прощеное воскресенье начнем с белого листа. А этот год нам надо продержаться. Мы не знаем, что будет осенью. Мы не знаем, что будет зимой. Что-то будет обязательно. Но Господь каждому из нас даст те обстоятельства жизни, которые будут не то, что шкурку с нас снимать – нет, а будут давать возможность возрастить в своем сердце любовь – любовь к ближним своим, любовь к Богу.
Аминь!
Расписание богослужений
- 04 Декабря среда
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
- 05 Декабря четверг
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
17:00 Всенощное бдение.