• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. 22.08.2021

    22/08/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. 22.08.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    В день Попразднства Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа мы слышим тропарь, где говорится, что Господь преобразился на горе, явил силу и слава Свою «якоже можаху» ученицы Его: сколь могли вместить ученики Его, столь и открывалась им полнота слава и силы Господней. «Якоже можаху» ученицы Его – в этих словах нам напоминание о том, что то преображение, которое происходит и с каждым из нас, имеет определенную постепенность: начиная с малого, если человек не отступает и не идет вспять, то происходит преображение души его. Как некие задания выполняет человек то, что посылает Господь ему по жизни, чтобы преобразилась жизнь человека.

    Об этой постепенности жизни человека, если он следует за Христом и старается исполнять заповеди Божии, свидетельствует нам с вами и сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали в Неделю 9-ю – о том, как Господь идет к ученикам Своим по воде. Они терпят бедствие в лодке из-за волнения, и апостол Петр дерзновенно обращается и говорит ко Господу: «Господи, повели и мне идти по водам!» Господь дает ему Свое благословение. Излез Петр из лодки и идет ко Господу, но «ветер противен» и волнение моря смутили его. И начинает он утопать у ног Иисусовых. Даже то, что видели апостолы, чему были свидетелями в жизни Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, требовало еще и от них труда по преодолению своего маловерия и чтобы они действительно научились доверять Господу, дабы полностью преобразился строй-порядок их жизни.

    И сегодняшнее Евангелие указывает нам с вами на то, сколь опасным на этом пути преображения человека является дерзновение не по разуму, которое порой проявляет человек в своей жизни. Любая дерзость, дерзновение заставляют человека выходить за пределы своих возможностей, где человек начинает терпеть бедствие, тонуть. Но как бы ни казалось человеку, что он может многое совершить в своей жизни, как бы ни показывал мир человеку его возможности, куда бы человек ни устремлялся в своей надежде «на князи, на сыны человеческие», он должен постоянно испытывать свое сердце – в каком состоянии оно находится.

    Путь восхождения, преодоления своего маловерия, о котором говорит Господь, обращаясь к апостолу Петру, происходит через молитву, через обращенность ко Господу, когда сердце человека предает себя полностью в руки Божии.

    Путь молитвенный должен совершаться в душе человека, как в некоем храме. Об этом нам сегодня говорит апостол: что каждый из нас – есть храм Божий. И как в храме, где совершается молитва, должна соблюдаться чистота, точно также все сие должно быть и в нашей душе. Мы должны стать этим храмом Божиим, в котором непрестанно совершается молитва. Это труд, который совершает человек над самим собой, приводя в порядок себя и свою душу, употребляя усилия для того, чтобы освободить себя от нечистоты, порока, который так или иначе мир приносит в нашу душу – через образы, через слова, которые мы слышим. Невольно все это приражается сердцу человеческому и оставляет след в душе человека.

    Преображение человеческое совершается на пути молитвенного делания, постепенного восхождения нашего от силы в силу. И главным здесь является преодоление страшной опасности, которая подстерегает человека – дерзости, когда человек начинает мнить и думать, и представлять о себе и дерзостно совершает те поступки, которые превозмогают его собственные силы.

    Чтобы остановить в себе этот поток искушений и дерзости, которые проявляются и в осуждениях, и в обидах, и в тщеславии, и, прежде всего, в гордости, – для этого человек должен научиться молчать, чтобы ни одно слово, осуждающее и смущающее другого человека, не изливалось из сердца и из уст его. Чтобы никто не страдал от тебя, но только получал то, что требуется более всего – поддержку и необходимую в этой земной жизни молитвенную помощь.

    Научиться молчать – для человека величайшее благо. Святые говорили, что молчание – золото, а сказанное слово имеет уже гораздо меньшую цену. Но молчать – это не значит, что человек не должен ничего делать и говорить. В молчании человек занимается главным, высочайшим деланием, возможным человеку – в молчании человек может молиться, когда нет этих образов мира, смущающих, ласкающих, прелюбодействующих с нашим сердцем. Когда в сердце тишина и покой, тогда и начинается молитвенное делание. Тогда и начинается молитва в нашем сердце, тогда и открывается для нас удивительное понимание того, кто мы есть на самом деле. Как в храме, в нашей душе в молчании зажигается лампадка и совершается тайна встречи человека с Богом. Сам Господь показывает нам это: сегодня в Евангелии мы слышали, как Он, после поучений и наставлений, удаляется на гору, чтобы помолиться. И стремление к внутреннему уединению в сердце своем, прежде всего, должно сопровождать нашу духовную жизнь на пути преображения самих себя. Все остальное, что рождается в нас, имеет источником дерзость, непослушание порой воли Божией, которую Господь полагает перед каждым из нас.

    У Бога все, что выстраивается в жизни нашей, имеет определенную цель. Об этой цели говорится сегодня в Евангелии, посвященном апостолу Матфию (Лк., 40 зач., IX, 1-6): апостолы проповедовали Царствие Божие. К Царствию Божию Господь направляет жизнь каждого из нас. Но мы должны помнить о том, что блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Божие. Посему и желает Господь, чтобы мы, прежде чем войти в Царствие Божие, научились этой особой нищете духовной – пониманию того, что без Бога мы ничего не стоим: мы будем точно так же тонуть, как апостол Петр у ног Иисусовых, потому что все, что может родить и дать человеку этот мир – оно все смущает человека и желает его подчинить и утопить. Но от нас зависит только одно – как апостол Петр возопить ко Господу: «Спаси, Господи!» Это и есть та молитва, которая должна рождаться в сердце человеческом, которая должна быть постоянно обращена ко Господу во все дни нашей жизни.

    Жить в этом мире без Бога невозможно. Утонуть легко, но удержаться на плаву очень трудно, порой невозможно для человека, каким бы он ни казался сильным, как бы ему ни мнилось о самом себе. Любое небольшое движение в этом мире, даже стихия, которая является порой на земле, показывает, сколь слаб человек, как бы он ни мнил о себе, как бы он ни думал, ни пытался выстроить жизнь свою, что будет жить вечно, как ему бы хотелось. Но жизнь каждого из нас ограничена теми днями, которые в руке Божией. И Господь дает каждому ровно столько, чтобы научиться главному – научиться смирению, чтобы мы вошли в Царствие Божие. Дерзновение не входит в Царствие Божие. Человек с обидой на сердце не войдет в Царствие Божие, потому что он не может вместить славу Божию. Он занят собой, своими переживаниями, своими толкованиями тех или иных обстоятельств. Но слава Божия не может войти в сердце и душу его. Не может в таком сердце твориться молитва благодарности к Богу за Его неизреченные благодеяния.

    И сегодня, когда мы вспоминаем Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мне хотелось бы напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали о главном: мы находимся на пути преображения самих себя. И по этому пути ведет нас Господь. Он все устраивает. И порой, когда какие-то обстоятельства смущают нас, и мы начинаем тонуть в море житейском, мы должны обращаться ко Господу: Господи, спаси! И Господь прострет Свою руку и вновь поставит нас на твердом и незыблемом месте, чтобы обретало наше сердце молчание – столь необходимое для того, чтобы увидеть и почувствовать славу Божию.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]