Приходская жизнь
Пастырское слово
-
21/08/2021
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.08.2021Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня в Евангельском чтении дня праздника Преображения Господа нашего Иисуса Христа мы слышали о том, как Господь явил Себя иным образом пред учениками Своими - апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. «Просвѣти́ся лице́ Его́ я́ко со́лнце, ри́зы же Его́ бы́ша бѣлы́ я́ко свѣ́тъ». Это Свет, который лицезрели апостолы, столь был утешителен для них и радостен, что апостол Петр обращается ко Господу и говорит: «сотвори́мъ здѣ́ три́ сѣ́ни, Тебѣ́ еди́ну, и Моисе́ови еди́ну, и еди́ну Илiи́», чтобы нам далее остаться здесь и пребывать в этом Свете, который мы зрим ныне.
Свет, который явил Господь, всегда пребывает и исполняет в этом мире сердца людей той же радостью, причастниками который были апостолы на горе Фаворской. Мы часто слышим, сугубо – за Литургией Преждеосвященных Даров: «Свет Христов просвещает всех!». Это Свет необычный для человеческого восприятия. Как свет солнца, который мы видим, приносит нам и радость, и тепло, согревает нас, точно так же этот Свет Божественный Присносущный касается сердца человеческого и согревает его, и утешает, и наполняет неизреченной радости. Свет этот присутствует в мире и зримым образом. У человека есть ощущение присутствия этого Света в мире. Не случайно мы говорим о ком-то: вот, светлый человек. Невольно предчувствуем присутствие этого Света в сердце другого человека, который отражается в этом мире. Ангелы – вторые Светы – передают этот Свет Божественный, отражают его в этот мир на нас, чтобы мы среди забот земных и треволнений не утеряли свой путь на земле, чтобы путь этот был освещен Божественным Светом, чтобы мы находили правильный путь в жизни – не по рассуждениям человеческим, не по построениям ума, но находили бы этот путь во Свете Христовом.
Тот, кто чувствует присутствие этого Света в мире – самый счастливый человек. Он не нуждается ни в чем более, ибо в сердце его пребывает та радость, которую мир не может похитить у человека. Эта радость не принадлежит миру. Это – иное!
И Господь сегодня на примере трех апостолов указывает тот путь, по которому и мы можем достичь ощущения этого Света, присутствия Божественной благодати в своем сердце. Апостол Петр принес Господу сугубое покаяние. Он пал, отвергся от Господа, отступил, но принес слезное покаяние Господу в этом своем согрешении. Он являет нам образ покаяния – того пути, по которому каждый из нас должен идти в своей жизни. Нет человека, который бы не споткнулся в этой жизни. И порой человек достигает самого дна жизни, но, оттолкнувшись от него, имеет возможность вернуться к Свету, вдохнуть воздуха благодатного, чтобы преодолеть искушения и соблазны, которыми мир уловляет его. Через покаяние очищается наша душа и сердце, становятся способными воспринимать Божественный Свет, разлитый в этом мире.
Апостол Иаков стал первым мучеником за Христа – был убит иудеями в Иерусалиме за исповедование Господа нашего Иисуса Христа как Бога. Это путь мученичества – это тоже путь очищения и преодоления самого себя. Мученичество состоит не только в перенесении испытаний, которые мученики переносили во имя Христа, жестоких терзаний, о которых мы читаем в житиях святых. Мученичество никогда не прекращалось в этом мире. Путь мученический всегда доступен для человека. Болезни, которые настигли сейчас мир, заставили нас задуматься о многом. И мы знаем, как в те далекие времена, когда эпидемии настигали человечество, было много христиан, которые ухаживали за больными людьми, буквально выброшенными из дома. Эти христиане понимали, что и они могут заразиться и умереть от страшной болезни, но они не могли не явить любовь к людям, которые просили пить, хоть что-то поесть, которые никому в этом мире уже были не нужны. И только небольшая группа людей, истинных христиан, презрела свое довольство и свое здоровье, чтобы служить этим людям. Многие из этих христиан умирали. И, как говорят святые отцы, этот подвиг вменился им в мученичество. А некоторые из них проходили этот путь и ничтоже терпели от всех этих заразных болезней. Не коснулась их эта немощь, что было свидетельством силы Божией перед другими людьми. Они были миссионерами и свидетелями перед людьми о силе Божией, которая совершается в этом мире. Пойти наперекор миру и его понятиям – это и есть мученичество, которое принимает на себя человек, чтобы сохранить в себе лучшее, сохранить Небесное достоинство, Небесную честь, которой увенчан человек от Бога.
Третьим из апостолов, лицезревших Преображение Господне, был Иоанн Богослов. Девственник, который сохранил чистоту своего сердца, не променял эту чистоту на искушения и соблазны, которые окружют людей в мире. Величайшая честь для человека – сохранить девственность своей души, сохранить чистоту своей жизни, нерастраченность себя. Целомудрие – это целостность, которую обретает человек в самом себе. И такой целостный человек способен видеть присутствие Божественного Света в этом мире. Для него открывается радость быть во Свете Христовом, жить в полноте жизни со Христом, где уже не требуются никакие житейские утешения и удовольствия. Там, где Христос, земное меркнет и отступает.
Но путь для каждого из нас лежит в нашей свободной воле. Каждый волен выбирать, по какому пути он пойдет. Будет ли он искать Света Божественного, который будет освещать его путь на земле, через покаяние, через мученичество преодоления самого себя в этом мире, через сохранение чистоты и целомудрия своей души и сердца, либо изберет другой путь – это зависит от самого человека.
Но сегодняшнее Евангельское чтение приоткрывает перед нами еще одну тайну. Были избраны три апостола, которые увидели Свет Христов в Преображении Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а остальные апостолы остались под горой. Почему Господь не явил полноту жизни, Свет Божественный для всех? Среди них был Иуда. И он не мог видеть этого Божественного Света. Но Господь и его не оставляет без внимания, чтобы сполна исполнилась правда. Ибо если бы он остался один, а все остальные были призваны на гору Фаворскую, то еще большая злоба явилась бы в сердце его, и он бы пытался оправдаться в своем поступке, который он совершил. Посему оставляет Господь и других учеников, чтобы он не имел оправдания в предательстве Христа.
Но апостолы, которые остались у подножия горы, не роптали, не смущались, не являли дерзости, и этим научали Иуду, что дерзость разрушает человека. Всякого рода нетерпение человеческое разрушает весь строй человеческой жизни, разрушает возможность для человека быть целостным и видеть Свет Христов.
Господь приоткрывает не только трем апостолам, но всем апостолам, оставшимся под горой, как должно вести свою жизнь – в особом устроении духовном, где неуместна дерзость, неуместны посягательства на достоинство другого человека, где не может быть раздражений и обид: почему не взяли меня, а взяли других? Но ведь не рождается этот вопрос на сердце апостолов. Не смущаются они тем, что происходит сейчас на горе Фаворской. Являют они и для нас удивительный образ доверия ко Господу: если Господь решил устроить именно таким образом, то это все ко благу и нашему, в том числе.
Господь выстраивает в этом мире все так, чтобы человек мог идти по тому пути, который полагает ему Господь. Если Он устроил в твоей жизни именно так, как есть, то ты должен научиться это принимать. Если это мученичество – прими это как мученичество и совершай свой путь без дерзновения, без маловерия, которое приводит человека к дерзости и разрушает самого человека.
Прими себя таким, каков ты есть, пред Лицем Божиим, со смирением, с покаянием, и совершай свой путь, чтобы достигнуть чистоты сердца своего, чтобы зреть Свет Присносущный, Неприступный, но столь вожделенный и радостный для сердца каждого человека.
Посему и в этот день Преображения Господня желаю, прежде всего – самому себе, и каждому и нас, чтобы мы помнили, что есть в этот мире место, где Свет Неприступный пребывает всегда – это храм Божий, это Божественная Литургия. Научились бы дорожить этим временем и этой радостью, которую дает нам с вами Господь: быть за Божественной Литургией, исполняться этой радости и света, которые являет нам Господь. Нет ничего более в этом мире, чем Божественная Литургия, которая совершается и будет совершаться до скончания века. Молитвами стоит мир. Не человеческими какими-то размышлениями, учеными изысканиями, но молитвой держится мир над той бездной, над которой он висит. Как только прекратится молитва – мир престанет. Не будет в нем уже силы для того, чтобы он мог существовать. Он исчезнет как небывший, потому что не будет той силы, которая могла бы его содержать.
Посему желается только одно: чтобы мы помнили, что от нашей, пусть малой, молитвы многое может исполняться и в этом мире. Она очень важна в жизни наших близких, в жизни всего мира. Для того мы и собираемся в Церкви Божией – чтобы почувствовать в сердце своем это особое состояние, которое переживали апостолы на горе Фаворской – присутствия Бога. И по мере наших трудов духовных открывается в нашу меру, как апостолам – «якоже можаху», то есть, как они могли вместить, – эта полнота Славы Божией. Желается, чтобы никогда это сердечное стремление к Божественной Литургии не пресекалось в нашем сердце, чтобы стремление к полноте единства нашей молитвенной жизни никогда не терялось в нашей церковной жизни. И тогда есть еще надежда. Тогда, может быть, и милость Божия будет продолжать действовать в мире, в нашей жизни, в жизни наших близких и тех людей, которые обращаются к нам за помощью и за молитвой.
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 21 Января вторник
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
- 22 Января среда
-
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.