• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 28.11.2021

    28/11/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 28.11.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    «Иди́, и ты́ твори́ та́кожде», –  слышит законник, пришедший ко Иисусу со своими вопросами: как спастись, как жить. И слышит ответ после того, как сам же ответил на вопрос, как человеку жить – «Иди, и ты твори милость». Судя по этим вопрошаниям законника, трудно человеку разобраться, как ему поступать в жизни, по какому пути ему идти. Человек не может разобраться между своей совестью и своим умом. Совесть подсказывает одно – научает и показывает путь, по которому должен человек идти. Умом же человек, обращаясь ко всякого рода помыслам и понятиям мира сего, старается избежать трудностей, которые возникают на пути исполнения требований совести. Человек умом своим пытается найти более легкий, как ему кажется, путь жизни. Но он еще не знает, что путь этот обернется для него величайшим бедствием, если он идет не по пути совести, а увлекается помыслами своими.

    Господь старается удержать человека от этого погибельного пути, и, порой, не только одного человека, но и множество народов, чтобы они не были истреблены пред лицем Божиим в гневе Божием, как творящие беззаконие. Господь посылает обстоятельства, а, чаще всего, болезни, которые заставляют людей вновь вернуться к Богу, вспомнить о Нем. Вспомнить и услышать глас собственной совести и править по этому началу свою жизнь.

    Вопрошает законник, пришедший ко Иисусу, о том, какая большая заповедь в законе. Господь говорит, что есть две заповеди – о любви к Богу и о любви к ближнему – как одно единое целое. Тогда законник вопрошает: «Кто есть ближний мой?». Видимо, Господь задел глубины совести его, и ему нужно найти ответ на этот вопрос. В мире ветхозаветном человек привык жить в понимании того, что есть только определенный круг людей, к которым он должен проявлять внимание, заботится. За пределами этого круга – жизни нет, нет ближних – есть враги, от которых нужно оберегаться. И Господь разрушает это представление человека о таком ветхозаветном мире, где вокруг человека за некими границами находятся враги. И говорит притчу о самарянине.

    Некий человек попался разбойникам, лежит в бедственном положении, умирает. Мимо него проходит священник, проходит левит – проходят те люди, которые могли и должны были оказать ему внимание и явить милость. Но у каждого из них есть свои резоны, по которым они проходят мимо этого несчастного человека, хотя он им и не иноплеменник, то есть он тот, кому они должны были бы оказать милость. Но круг их ближних слишком мал для того, чтобы вместить этого несчастного человека. И вот по дороге идет самарянин. Самаряне тоже были иудеями по плоти, но смешавшись с миром языческим, стали врагами для иудеев. Иудеи не принимали самарян и многажды проявляли вражду по отношению к ним, за что удостаивались точно такого же отношения и от самарян. Так, самарянка у колодца говорит Господу: «Ка́ко ты́ Жидови́нъ сы́й от мене́ пи́ти про́сиши, жены́ Самаряны́ни су́щiя, не прикаса́ютбося Жи́дове Самаря́номъ».

    Господь этой притчей указывает, что этот враг иудеев, самарянин, проходящий мимо, вдруг являет милосердие по отношению к несчастному человеку. Оказывается, что граница «ближнего» у самарянина гораздо шире. Самарянин включает в себя скорбь несчастного иудея и принимает на себя его болезнь. Проявляет сострадание и милость, и заботу о нем. Привозит его в гостиницу и говорит гостиннику: «е́же а́ще прiиждиве́ши, а́зъ егда́ возвращу́ся, возда́мъ ти́», то есть «позаботься о нем, и, если нужно будет что-то вернуть за твою заботу более, чем я оставил сейчас, я тебе верну сполна». Являет величайшую заботу об этом человеке.

    Господь, как сердцеведец, разрушает укоренившиеся в падшем сердце человеческом эти глубинные ветхозаветные понятия о ближнем: во времена ветхозаветные для человека требовалась определенная граница, за которой уже был мир враждебный, языческий, который разрушал все духовно-нравственные законы. Господь полагает эти границы для ветхозаветного человека для того, чтобы он не утратил веру в Бога. Он видит немощь ветхозаветного человека, его склонность к гневу, скорость его на причинение бедствия другим людям – не просто ответить на обиду, но и добавить более от себя, заставить обидевшего страдать более, чем он доставил страданий – это все проявления ветхозаветного человека. И Господь, видя эту болезнь сердца человеческого, ограничивает ветхозаветного человека таким кругом, в котором он может оставаться человеком.

    Но в Новом Завете Господь указывает и говорит, что есть иное восприятие мира. Нужно не смотреть, кто ближний для тебя, не проводить этих границ, а нужно быть ближним для другого человека, и указывает, как стать таким ближним.

    Господь ставит другую задачу и перед законником: через милость и сострадание ты будешь ближним любому человеку, который оказывается рядом с тобой. И не надо тебе будет проводить всякие границы. Не будешь путаться в своем уме, а будешь слушать свои сердце и совесть, и мир будет меняться вокруг тебя. Не будет врагов. Мир будет иметь иное измерение, иное духовно-нравственное пространство, в котором тебе будет легко жить: там действует Господь, там действует Дух Святой, там нет вражды, нет тех границ, которые человек пытается выстроить вокруг себя, чтобы успокоить свою собственную совесть.

    Господь говорит нам о бо́льшем: ты можешь и ты должен стать ближним для всех – для всех, кого Господь посылает тебе на пути. Позаботься, прояви внимание в ту меру, которая возможна для тебя. У каждого свои возможности. И у каждого есть главная возможность: если не можешь помочь человеку, то можешь за него помолиться: ты можешь принять другого человека в свою молитву. Ты можешь начать трудиться и молиться о нем, чтобы милость Божия явилась над ним – как бы восполнить свою скудость любви и сострадания, испрашивая милости по отношению к другому человеку от Бога, исповедуя свою немощь, свой недостаток любви по отношению к другому человеку. Господь восполнит и укажет, по какому пути идти. И иной мир тогда будет выстраиваться в душе человека, порядок будет между сердцем, совестью и умом человека. Не будет этого разлада, когда помыслы человека влекут на сторону далече, а совесть остается в небрежении, в забвении, и порой даже умолкает, видя, что человек не хочет слышать ее. Совесть никогда не проявляет насилия над каждым из нас. Это голос тихий, порой очень слабый, если шум помыслов забивает голос нашей совести.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, как Господь нам сегодня указывает идти по жизни. Слова, сказанные Господом, – это правило, которому мы должны следовать в своей жизни. Это правило нашей жизни: являть свое сострадание, милость, внимание, сердечное и молитвенное участие по отношению к другому человеку. Ни один человек на нашем жизненном пути не появляется просто так – на все есть воля Божия: чтобы нас испытать, проверить нас, помочь нам устоять, чтобы мы почувствовали свою крепость определенную и доверие к Богу – что Господь нас никогда не оставляет.

    Господь желает нам только одного: чтобы мы не просто слышали слова Евангельские, но жили и поступали по этим словам. И Господь желает, чтобы правило, которое Он устанавливает и полагает на сердце этому законнику – ближним другому человеку становится тот, кто являет ему милость и сострадание – стало и нашим правилом. Ждет Господь, чтобы мы не рассуждали, а подтверждали это правило жизни своими поступками.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 НОЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
29 НОЯБРЬ СРЕДА
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
[Далее]