Приходская жизнь
Пастырское слово
-
06/05/2023
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. 30.04.2023Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Христос Воскресе!
Сегодня мы с вами в Неделю жен-мироносиц слышали Евангельское чтение, которое повествует о таинственных событиях Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мы слышали, как Иосиф Аримафейский (а по другим Евангелиям знаем, что и тайный ученик Господа Никодим также) участвовал в погребении Спасителя. Иосиф Аримафейский приходит к Пилату и просит Тела Иисусова, и Пилат, уточнив у сотника, правда ли, что Он умер, отдает Тело Иосифу. Иосиф, купив плащаницу, полагает вместе с Никодимом Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в новом гробе, который находился недалеко от Голгофы, в саду, и был иссечен из камня. И к двери гроба был привален большой камень.
Когда Иосиф и Никодим снимали с Креста Тело Господа, у Креста стояли жены-мироносицы, которые сопровождали Господа во все дни Его земной жизни. Также они сопровождают Его и в эти последние минуты Его земной жизни. Они не отступают от Христа, сопереживают и следуют за Ним, когда Он идет со Своим Крестом по улицам града Иерусалима, плачут и рыдают – не отступают от Креста, сострадают сердцем своим тем событиям, которые совершаются. Как повествует Церковные предание, после тех слов, когда Господь вручает Матерь Свою Своему ученику Иоанну Богослову, Она теряет сознание, и Ее уносят на руках, а жены-мироносицы остаются у Креста. После погребения Господа, они, купивши ароматы, устремляются туда, где был Он погребен, чтобы ароматами умастить, помазать Господа своего.
Все эти события приоткрывают перед нами людей удивительных: Иосифа и Никодима – тайных учеников Господа, и жен-мироносиц. Мы видим, что это – мужественные люди. Мужественные жены, вопреки всем этим событиям, которые сопровождали страшные страдания, распятие и смерть Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, несмотря на ту злобу, которая сопровождала Господа, на все препятствия, которые возникала на пути, они не отступают от Господа. Тайные ученики Иосиф и Никодим, будучи членами Синедриона, видят злобу Синедриона, но в этот момент они уже не принимают человеческих размышлений и построений, делают все, чтобы исполнить то, что есть у них на сердце, – чтобы принять Господа и положить Его во гробе, исполнив все, что положено по закону.
Где же черпали мужество Иосиф и Никодим, жены мироносицы, видя самые страшные минуты, сопровождавшие страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа? Это была любовь, которая обреталась в их сердцах. Что мы можем сказать об Иосифе и Никодиме? Это были тайные Его ученики, их отношение ко Господу никогда не было открытым: это было тайным ношением любви ко Господу. В Евангелии нет упоминания о том, что жены-мироносицы что-то рассказывали, говорили о своей любви ко Господу. Они тихо следуют за Христом и служат Ему от имений своих.
Любовь, о которую мы видим в лице праведных Иосифа и Никодима, жен мироносиц – это то, что совершается в тишине. Любовь чужда дерзости и многословия. Она совершается в некоей тайне сердца человеческого. Она всегда мужественна. Любовь – это та сила, которая действует в этом мире вопреки всем обстоятельствам. Мы слышим, как жены-мироносицы идут ко гробу Господню и в сердце своем размышляют: охрана там стоит, печать приложена ко гробу, присматривает за ней Синедрион. Тем не менее они идут, желая исполнить то, что есть у них на сердце по любви. Любовь движет ими. Любовь никогда не бывает посрамляема. Господь являет тому свидетельство – они становятся первыми свидетельницами Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Мы видим и апостолов в этот момент. Видим, что много было еще дерзновения в их сердце, сердце их еще не было мирным, не было до конца предано Господу. Так апостол Петр говорит: с Тобой пойду и умру. И апостолы говорят: пойдем с Ним в Иерусалим и умрем…Но приходит минута – и внешние обстоятельства становятся для них испытанием, которое им трудно понести.
Если человек очень много говорит о самом себе, о других, о каких-то своих сокровенных, сердечных вещах – это всегда будет испытано, потому что в этот момент человек говорит не только перед другими людьми, но и раскрывается перед миром духовным. Понятно, что движения сердечные будут испытаны со стороны мира духовного, и возникают искушения. Этим искушениям мы сами даем возможность быть – через свои слова, через свои показные отношения к другому человеку. И сегодняшние Евангельские чтения говорят нам, что любовь есть там, где нет слов, где есть тишина сердечная, где есть полное доверие по отношению к другому человеку и к Самому Господу.
Все бурные страсти и переживания чужды любви. Мы видим, что эти переживания в сердцах апостолов не выдержали испытания, с которым они столкнулись при страданиях Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Выдержали только те сердца, которые держали в тайне свою любовь ко Господу. Выдержали только те, кто умел поступать по этой любви. Господь призывает нас к тому, чтобы мы учились любить в этой жизни («По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»), и указывает путь, по которому и мы сможем открыть в своих сердцах во всей полноте это свойство любви, которое и делает нас способными следовать за Господом, быть людьми мужественными среди всех обстоятельств этого мира. Среди всех тревог и скорбей мира сего только любовь может выстоять. Все остальное превращается в неуправляемое действие стихии словесной, которая тревожит самого человека и окружающих его людей и не дает человеку необходимого внутреннего покоя.
И мне хотелось бы пожелать самому себе и каждому из нас, чтобы мы помнили, что то, к чему мы устремляемся, и то, что должны исполнять как заповедь Божию, это любовь к другому человеку и к Богу. Другой – это космос, это нечто иное, отличное от каждого из нас. И когда мы начинаем переносить себя на другого человека, то возникает беда и нестроение, потому что другой – это действительно другой. И Господь хочет, чтобы мы научились принимать другого человека во всей полноте в свое сердце, чтобы маленькое наше сердце смогло принять бесконечную вселенную. Это возможно только через состояние любви, когда сердце не раздражается, не смущается ничем, никого не обижает, никому не завидует и ждет только одного: чтобы по милости Божией исполнить то, что должно исполнить по отношению к другому человеку – по заповеди Божией.
В эти дни, когда мы вспоминаем удивительное событие – Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, хотелось бы, чтобы сердце наше было исполнено радости, любви и доверия ко Господу. Ради нас все это совершилось. Ради нас Господь прошел страшный путь Своей земной жизни.
Господь видел сердца людей, которые Его окружали, и слышал слова, которые они говорили, но Он видел и понимал, что стоит за этими словами. Люди Его прославляют: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!». Но Господь знает, что пройдет еще совсем немного времени, и Он услышит: «Распни, распни Его!». Он видел и знал то, что было непонятно в тот момент самим апостолам, – события, которые должны были произойти. Но в этой череде событий Господь желал от апостолов и желает от каждого из нас только одного: чтобы мы доверились Ему. Это все было совершено ради каждого из нас, ради того, чтобы мы поверили Ему, последовали за Ним и ответили в своем сердце на ту любовь, которую Он являет по отношению к каждому из нас.
Господь любит без меры. Дает без меры полноту жизни, благодати, но все зависит от нас: мера, в какой мы воспринимаем даваемое нам Господом, зависит от нас. Способно ли сердце наше воспринять ту любовь, которую Господь нам являет, или мы свое сердечко утесняем, делаем его совсем маленьким. В другом человеке для нас есть возможность раскрыть всю полноту и глубину нашего сердца, воспринять бесконечность другого человека с радостью и любовью, принять его в свое сердце. Широта сердца, способного воспринять огромное количество людей, делает его способным наполниться безмерной благодатью Божией, наполняющей его радостью и любовью.
И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы эти дни праздника Воскресения Христова для нас были тем началом, которое мы должны положить в своем сердце, чтобы наполнить себя радостью и доверием к Богу, – безмерным доверием: что ничто не может совершиться в нашей жизни без воли Божией! Если таким будет наше сердце, то и иным будет отношение к другому человеку, который будет восприниматься нами как ангел Божий. Может быть, не всегда приятный для нас, но полезный, который исцеляет наши недуги, прикладывает пластырь к тем болезням, которые есть у нас.
Господь не оставляет нас Своей любовью. И сердце наше должно ответить Богу на Его любовь.
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 04 Декабря среда
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
- 05 Декабря четверг
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
17:00 Всенощное бдение.