• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. 12.03.2023

    12/03/2023
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. 12.03.2023

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня у нас, братия и сестры, уже вторая Неделя Великого поста! Во время Великого поста есть одна особенность: воскресным днем – Неделей, завершается седмица – в отличие от того строя-порядка, которым мы живем вне Великого поста. Там седмица начинается с воскресенья – с Недели. Великим постом Неделя – как некий итог тех наших трудов, которые мы употребляли в течении этой седмицы. Предыдущая наша неделя трудов, когда мы слушали Великий покаянный канон – эти особые богослужения первой седмицы, завершалась Торжеством Православия –  праздником, связанным с особым строем-порядком жизни, отличным от всего того, что окружает в этом мире Церковь. Она живет иной жизнью. И все те, кто живет в Церкви, по-иному видят окружающий мир – это некая обратная перспектива – в отличии от того, как смотрит на мир человек, живущий по своим желаниям, представлениям, по своему устроению.

    Человек, живущий в Церкви, прежде всего, смотрит в самого себя, в свое сердце и из сердца уже обращается к окружающему его миру. И, прежде всего, желает иметь в своем сердце присутствие Самого Бога, чтобы вместе с Ним увидеть окружающий нас мир: что с ним происходит, как он живет. И совершенно иначе увидеть окружающих нас людей: не как тех, кто нам мешает, кто нас раздражает, но как тех, которых нам посылает Господь для нашей духовной пользы. И в нашей жизни церковной (с видением по-иному окружающего мира) мы по своему опыту знаем (и каждый раз вновь убеждаемся), сколь трудно человеку сохранить такой строй-порядок жизни: эту обращенность к своему собственному сердцу, к своей душе, чтобы иначе строить окружающий мир через те ценности, понятия, которые мы для себя открываем в Церкви.

    И, прежде всего, понимая свою немощь, расслабленность своей души, мы обращаемся к Богу с просьбой укрепить нас и дать возможность преодолеть наше расслабление, нашу неготовность порой следовать за Христом. И сегодняшнее Евангельское чтение говорит о том, как Господь исцеляет расслабленного, которого принесли четыре человека, раскопав кровлю дома и «свесив» его на одре к ногам Иисусовым. Господь исцеляет этого человека, видя, как Он говорит, веру тех, кто исполнил это дело.

    Мы с вами живем полнотой жизни молитвы друг за друга. И те записочки, которые мы подаем за Божественной Литургией, записывая имена – это и есть некий одр, на котором мы пытаемся молитвенно свесить к ногам Иисусовым тех, кого мы поминаем, чтобы Господь явил милость Свою по отношению к этим людям. Это есть то единство нашей молитвенной жизни в Церкви, которое нас соединяет еще более тесным образом. Частички, которые вынимаются за тех, кого мы помянули в записочках, опускаются в Кровь Христову со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих», –  и эта душа, за которую вы взяли ответственность в молитве и принесли ее ко Христу, омывается Кровью Христовой. Господь желает этой нашей полноты молитвенной жизни друг за друга, чтобы каждый для каждого стал помощью, поддержкой молитвенной, помогая нашей церковной жизни, преодолевая те нестроения, смущения, которые бывают на сердце человека.

    Почему же не всегда человек может увидеть наш земной мир так, как должно? Почему не может он посмотреть на него через свое сердце вместе со Христом?  Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский,  память которого сегодня мы совершаем, говорил, что одной из главных причин является то, что ум почивает в расслабленном теле, как больной на некоем одре. Ум живет своими заботами, интересами, своими земными представлениями и понятиями, которые очень далеки от жизни горней. Человек более надеется «на князи, на сыны человеческие», на то, что он может сам что-то придумать. Но действует в этом мире Бог, и последнее слово во всех событиях, которые совершаются в этом мире, всегда остается за Господом: какими бы мудрыми ни были люди, что бы они ни пытались выстраивать в этом мире, но Господь все время посрамляет эту мудрость человеческую, когда человек входит туда, где действуют судьбы Божии.

    Этот человеческий лжеименный ум, почивающий в расслабленном теле и не желающий трудиться, является тем кровом, который закрывает от нас возможность припасть к ногам Иисусовым. И для того, чтобы разобрать эти покровы, человеку требуется, прежде всего, внимательно отнестись к тому, что происходит внутри него, в его собственном сердце. Нужно прекратить тот «базар», который происходит в его голове, в его уме, чтобы там образовалась тишина – чтобы услышать слово Божие, понять, что же хочет сказать нам Господь.

    В этом состоянии, как говорит святитель Григорий Палама, появляются те четверо – те, которые способны свесить нас к ногам Иисусовым. Это небрежение к самому себе. Это исповедание грехов. Это обещание исправить свою жизнь и больше не возвращаться к тем поступкам, которые совершены и в которых покаялся. И четвертое – это молитва к Богу. И вот если эти четверо начинают действовать в нашей жизни, в нашей душе, то происходит удивительное и таинственное – появляется для нас возможность прикоснуться к Богу. И Господь выходит к нам навстречу и исцеляет расслабленную душу, дает ей возможность вновь жить в этом мире, двигаться и совершать поступки, но уже не по своему желанию, а по тому, как того желает Господь.

    Поступки эти будут совершенно иного качества, ибо душа, которую опустили к ногам Христовым, исполнена смирения, терпения и любви по отношению к окружающим людям. Не будет уже в сердце желания ответить человеку злом на то зло, которое он совершает, ответить многими словами, оправдывая самого себя и свои неприглядные поступки какими-то внешними обстоятельствами. Все это уйдет, если придет в сердце смирение. И тогда сердце действительно почувствует присутствие Самого Бога рядом с собой и совершенно иначе увидит окружающий мир. Об этом нам говорит святитель Григорий Палама. Он говорит, что в таком состоянии душа уже будет устремляться не к миру сему, а будет устремляться к святости, туда, где ждет ее Господь. Она будет искать Господа и не успокоится, пока не обретет Его.

    Сегодня, вспоминая святителя Григория Паламу, мы вновь напоминаем себе, что наша молитвенная церковная жизнь является тем средством, которое возводит нас от земли к Небу, дает нам возможность взойти туда, где Свет Неизреченный, где нет тьмы, где есть удивительная тишина для нашего сердца и успокоенность в Боге, как в нашем Отце, где нет ненужных переживаний, которые разрушают самого человека. Как ребенку всегда около родителей спокойно, ибо он чувствует защиту, так и сердце человеческое должно найти для себя этот путь, чтобы оказаться в руках Отца Небесного, почувствовать защищенность – что ничто уже не может повредить, никакие обстоятельства не могут смутить, потому что мы понимаем, что с нами Бог. А Господь никогда не оставляет душу, преданную Ему.

    Посему желается, прежде всего, самому не отрываться от этого особого строя молитвенного делания в дни Великого поста: устремиться туда, куда нас зовет святитель Григорий Палама – устремиться к Свету от той тьмы, смущений, раздражений, которая накрывает все более и более окружающий нас мир. Но мы знаем, что Свет есть. И мы должны прорваться через мглу этого мира туда, где Свет Неизреченный, где все совершенно иначе, нежели в том мире, который нас окружает, чтобы успокоилось сердце, доверилось всецело Богу.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]