• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.08.2022

    19/08/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.08.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня Евангельское чтение повествует нам о событии Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: как Господь восходит на гору, взяв с Собой ближайших учеников, и преобразился пред ними так, что свет осиял Его блистанием. И «облак светел» опускается на учеников, и они слышат слова: «Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте».

    Эти слова, которые услышали апостолы на горе Фаворской, есть как бы новый Завет, который получают ученики от Бога: как некогда были даны Заповеди Божии Моисею в облаке на горе Синайской, так здесь в облаке они слышат новый Завет о вере в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и о послушании Ему.

    Некогда Моисей, получив Скрижали от Господа (как мы слышали в паремиях, которые читались на Утрени), спускается с горы и видит пред собой то бесчестие, которое учинил народ, только что обещавший ему слушаться повелений Господа, ради которых он восходил на гору Синайскую, чтобы получить Заповеди Божии. И видя это бесчестие народа – который стал поклоняться золотому тельцу, не смог пребывать в тишине и молитве, но стал ходить по воле сердец своих и вновь вернулся ко греху – Моисей разбивает Скрижали, как бы мы  сказали «в сердцах». Он разгневался из-за того, что народ не устоял и не сдержал обещания, данного Богу. Но  Господь по молитве пророка Моисея вновь изменяет Свое отношение к народу, про который Он говорит Моисею, что готов истребить этот народ за проявление неверия и нечестия.

    Даже имея перед глазами зримое присутствие Бога: получив Скрижали и имея перед собой образ Бога, Который определял их путь земной в виде Скинии, – народ еврейский многажды отступает от Него своими сердечными устремлениями – по стихиям мира сего, по удовольствиям и утешениям, которые они некогда оставили в Египте, – вновь им хочется вернуться туда и утешиться. Господь вразумляет, наставляет и наказывает народ, чтобы они вернулись в послушание Богу.

    Пророк Божий Илия, как мы также слышали в паремии Утрени, ревнует о том, чтобы вернуть веру в Бога еврейскому народу, который начал поклоняться и ходить в след чуждых, ложных богов, по похотям сердца своего, стал терять веру спасительную, которая проводила его сквозь пустыню. Вновь и вновь усилиями и молитвами угодников Божиих возвращается народ на путь веры, благочестия и следования за Господом.

    Словами Завета, данного Господом на горе апостолам, и сегодняшний праздник указывает и нам с вами тот путь изменения, преображения, по которому должна двигаться душа боголюбивая.

    Но современный человек, как некогда народ ветхозаветный, устремляется в мир, который предлагает ему свои соблазны и искушения, предлагает ему устроиться в мире удобно, комфортно. И кажется – «ешь, пей, веселись, душа! На многие лета хватит тебе добра твоего», но слышатся слова Господа: «Безумный! В ночь сию заберут от тебя душу твою». Господь вразумляет и наставляет человека, чтобы сердце его принадлежало не этому миру, а Богу: тогда иначе выстраивается весь строй-порядок жизни человека.

    «Где сокровище твое, там будет сердце твое», «из сердца человеческого исходит все недоброе и лукавое» – сердце определяет жизнь человека. И хождение во след Господа требует от современного человека того же, что требовалось некогда и от пророка Илии, и от Моисея.

    Когда Бог говорил, что откроет Славу Свою Моисею, что покажет присутствие Свое и пророку Божию Илие, от них требовалась тишина – покаяние.

    Пророк Илия, как мы знаем, стал жаловаться Господу: «все отступили от Тебя, алтари Твои разрушили», но после явления ему Славы Божией смиренное покаяние было свидетельством, что он готов и далее следовать воле Божией. Какой бы она ни казалось непонятной среди всех скорбей и стихий мира, но он понимает и свидетельствует о том, что будет следовать ей и быть в послушании Богу.

    Посему и в наш сегодняшний праздник Преображения Господь, указывая нам путь послушания и преображения в нашей жизни земной, требует от нас внимания к тому, что происходит: куда направляет Господь путь нашего сердца. Чтобы у нас не возникало стремления вновь и вновь вернуться к тем некогда сладостным и утешительным для нас событиям, которые так далеки от Бога, и не утратить того устроения сердечного, которое дает нам возможность быть с Богом.

    Слышать и быть послушным можно только тогда, когда у тебя есть тишина сердечная: как некогда Господь приоткрывал пророку Илие, что ни в буре, ни в проявлениях стихий этого мира Господь, но в тишине и мире «гласа хлада тонка» является человеку удивительная тайна присутствия Бога в этом мире.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы «глас хлада тонка» – присутствия Бога в нашей жизни коснулся нашего сердца, чтобы оно сполна почувствовало, что Господь близь каждого из нас. Господь никогда нас не оставляет, никогда от нас не отступает, только если мы сами не отступаем от Господа. В способности слышать и слушаться заключается для нас начало духовной жизни. Она ведет нас по пути преображения нашей души, стяжания особой тишины сердечной, в которой только и можно услышать «глас хлада тонка». Там, где бури и стихии, где раздражения и обиды, где буйство страстей – там невозможно услышать «глас хлада тонка» присутствия Бога в этом мире.

    Этот путь духовного восхождения человека к преображению, стяжания сердечной тишины требует от человека определенного послушания Богу, чтобы не доверять самому себе: если человек доверяет своим впечатлениям, своим умениям, представлениям, то теряется способность слушаться.

    И для того, чтобы научиться слышать Бога, нужно иметь в себе некий совет, который будет помогать находить путь в тишине нашего сердца и усмирения стихий, страстей, борющих нас. Хорошо, когда есть у человека собеседник, который может повести через тернии искушений и испытаний мира сего и вывести к тишине сердечной: таким советчиком для каждого из нас должна стать наша совесть. Умение слышать голос совести в самом себе – для человека величайшее благо: совесть нас никогда не подведет и проведет через все испытания, соблазны, искушения. Совесть – это голос Божий, который звучит в каждом из нас. И утрата способности слышать и слушаться своей совести для человека есть величайшая беда.

    И у нас есть Евангелие, которое дано нам не для того, чтобы просто его читали, удовлетворяли свой интерес, рассуждали о тех или иных событиях. Евангелие дано нам для того, чтобы мы его исполняли. Если мы будем прочитывать Евангелие своей собственной жизнью, то будет изменяться и наша жизнь. Оно поведет нас от земных бурь и треволнений к тишине сердечной, где «глас хлада тонка». Евангелие не должно быть в небрежении: оно должно стать тем жизненным началом, которое ведет нас по пути преображения.

    Вновь и вновь мне хотелось бы пожелать, чтобы те слова, которые мы слышали сегодня в Евангелии «Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте», стали тем послушанием, которое определяет нашу земную жизнь.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!


    все праздники

Расписание богослужений

08 ФЕВРАЛЬ СРЕДА
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
09 ФЕВРАЛЬ ЧЕТВЕРГ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]