• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Навечерие Богоявления. 18.01.2020

    18/01/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Навечерие Богоявления. 18.01.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами в Евангельском чтении слышали слова Иоанна Крестителя, обращенные к тем, кто приходил к нему на Иордан, чтобы принять от него крещение, то есть погружение в водах Иораднских. Но эти слова обращены и к нам: «пока́йтеся, прибли́жибося Ца́рствiе Небе́сное».

    Вновь сегодня Евангельское чтение нам напоминает о той цели, к которой должна быть направлена вся жизнь человека. О том, что все устремления, все желания человеческие должны быть  связаны с этим иным бытием, которое, как кажется человеку, находится, может быть, за пределами и границами земной жизни. Но Господь нам говорит о том, что это сокровище – Царствие Божие – мы имеем в своем собственном сердце. И если мы не чувствуем его присутствия в нашей жизни, то это лишь по той причине, что многое из того, что мы принимаем в свое сердце из этого мира, заглушает эту таинственную, сокровенную жизнь в нашем сердце. Оно живет суетой, живет какими-то житейскими устремлениями, живет какими-то заботами, которое заглушают этот тихий глас Божий, звучащий в нашей душе. Некогда Илия Пророк слышал особый тихий глас, в котором он почувствовал присутствие Самого Бога. Ни в бурях тех событий, которые происходят в этот мире, ни в буйстве человеческих страстей в житейской жизни не присутствует Бог. Бог - в особом тихом, мирном, милующем и сострадающем сердце человека.

    Господь пребывает только там, где возможно для человека услышать глас Божий. Если человек перестает слышать это, то, что именуется «совестью своей», то замолкает этот глас Божий – замолкает совесть в человеке – этот тихий голос, предупреждающий: не тронь, не бери, не делай, подумай, зачем тебе это нужно. Но если человек презирает этот голос, звучащий в нем самом, то через некоторое время голос этот перестает уже звучать, ибо сам человек отказался от этого присутствия Бога в своей жизни, когда он занят своей суетой, своими делами.

    Святые говорят о том, что бывает такое тяжелое состояние в жизни человека, когда совесть перестает обличать и говорить человеку о том, что он совершает неверного в своей жизни. Человек начинает мнить о себе, что он может что-то совершить в этой жизни, что он имеет какие-то особые оправдания в тех поступках, которые он совершает. И помыслами, идущими от гордости, от тщеславия, заглушается этот глубинный, таинственный и сокровенный голос в сердце человеческом. Бывает, как говорят святые отцы, и совсем тяжелое состояние, которое мы для себя приоткрываем в этом мире и которое является уже болезнью духовной – оно именуется «выжженная совесть». Тогда человек совсем престает быть тем, кто должен по замыслу Творения быть образом и подобием Божиим – перестает слышать голос Божий. Нет у человека этого «приемника», через который он мог бы услышать голос Божий. Все сломано… Выжжена такая душа, и нет в ней уже той плодородной почвы, на которой может что-то начать возрастать. Тяжелое состояние сие болезни духовной…

    Но нам сегодня Иоанн Креститель напоминает, что очень важно слышать этот голос, зовущий нас к изменению и преображению нашей жизни. «Покаяться» - значит, измениться. Услышать, увидеть тот путь, который полагает тебе Господь. Обрати внимание, что происходит в жизни твоей! Послушай, что говорит тебе совесть, а не помыслы, которые обращают твое внимание на внешнее, на других людей, когда начинаешь осуждать, выносить вместо Бога суд о других людях, и ты сам становишься виновником слов, которые говоришь. Эти слова будут свидетельствовать против тебя. Как мы знаем, за любое праздное слово, которое говорит человек, он даст ответ. Слово, произнесенное человеком против другого человека, возвратится к нему. В чем ты осуждаешь другого человека – в том будешь уловлен сам. В яму, которую копаешь другому человеку, попадешь сам. Посему и очень важно нам слышать этот тихий голос совести в душе, чтобы быть очень осторожными в тонких искушениях осуждения. Не дай Бог, высказать против кого-то какое-то слово, смутить, вынести свой суд осуждения другого человека! Что бы ни происходило, как бы ни пытался враг заставить нас судить и рядить о том, что происходит, о других людях, ни под каким видом, ни при каких обстоятельствах гнилое слово осуждения не должно исходить из уст ваших!

    Голос совести должен удерживать нас от этого, если мы обращены к своему сердцу, то слышим слова и предупреждения, которые рождаются в сердце нашем, а не те слова, которые приходят как помыслы к нам из внешнего мира и поражают нас как некие стрелы. Мы должны слышать то слово, которое звучит внутри нас. Услышать так, чтобы вовремя уберечься от искушений, которыми мир и враг рода человеческого пытаются нас уловить. Уловить, да так, чтобы мы сказали слово на другого человека. Да не будет этого никогда посреди нас! Любое слово осуждения приносит, прежде всего, нам немощи и болезни и сталкивает нас в ту пропасть, которую мы своими словами созидаем для других людей.

    Посему желается в этот день, когда мы будем освящать воду крещенскую, молиться и просить о том, чтобы она была нам «скачущей в жизнь вечную», то есть помогающей, ведущей, направляющей нас в жизнь вечную. Святая Церковь вводит нас в эту жизнь,  желает нам дать ее сполна, наполнить радостью этой жизни, открыть нам тихий глас нашего сердца, где звучит слово Божие, научающее, предупреждающее нас о тех опасностях и соблазнах мира сего. В этой полноте жизни – жизни в Церкви через таинства - вновь и вновь мы обновляем своего внутреннего человека, научаем его и приучаем жить не по стихиям мира сего, но по слову Божию, которое мы слышим в Священном Писании и слышим в сердце своем.

    Требуется труд, чтобы освободиться от страстей, пыли, суеты житейской, накопившейся в нашей жизни и заслоняющий тихий голос Божий, звучащий в нашем сердце. Через покаяние мы освобождаемся от тех накопившихся преград, которые отделяют нас от Бога, преград толстенных, через которые мы и услышать порой не можем тихий голос Божий.

    И через полноту церковной жизни, через таинства, удивительные явления Божественной силы, свидетелями которой мы сегодня станем, освящая крещенскую воду, вновь приходит в это мир особая святыня. Но мы должны помнить: все это совершается только ради одного. Являет Господь Свою силу, являет особое Свое действие только ради одного: чтобы мы стали святыми, чтобы хоть немножечко исправили свою жизнь.

    Но хотелось бы напомнить, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, что этот путь к святости начинается в нашем сердце, если мы будем стоять на страже его и научимся никого не осуждать, ни при каких обстоятельствах не выносить своего суждения о другом человеке. И тогда и для нас немножечко приоткроется радость жизни в таинстве церковном, являющая нашему сердцу присутствие Бога и Царствия Божия здесь на земле. Возрадуется и возликует такое сердце, вкусив этой сладости и радости. И тогда в этой радости удивительной мы поймем и почувствуем, чем же мир хотел нас уловить. Разве стоит то, что предлагает нам мир, радости, которую мы несем в своем сердце, как дар Божий, как благословение Божие – возможность жить в полноте церковной жизни?

    Желаю, чтобы призыв сегодняшний, который мы слышим от Иоанна Крестителя: «Пока́йтеся, прибли́жибося Ца́рствiе Небе́сное», - не остался бесплодным для нашей души! И пусть каждый, по силам, принесет свой плод, стараясь изменить собственную жизнь. А радость не заставит себя ждать. Посетит Господь сердце, утешит и дарует особую благодатную Свою тишину мир, которые дадут почувствовать, что мы не одиноки в этом мире. Господь здесь всегда, посреди нас!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]