• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю  27-ю по Пятидесятнице. 22.12.2019

    22/12/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. 22.12.2019

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Господь нам сегодня в Евангельском чтении говорит о том, что родные Ему - «сі́и су́ть, слы́шащiи сло́во Бо́жiе, и творя́щiи е́». В другом сегодняшнем Евангельском чтении Господь показывает нам десять человек, которые были больны проказой, жили вне людей, не имели надежды на исцеление от своей страшной болезни. Люди, бывшие в этой болезни, жили вне городов, должны были ходить в разодранной одежде, чтобы издалека было видно, что они поражены проказой, покрыты струпьями и гноем. Они должны были ходить так, чтобы половина лица и рот у них были закрыты – чтобы люди видели их издалека, и те слова, которые они будут говорить, не привносили страшный запах гноя. Более того, они должны были, чтобы предупредить встречных людей, ходить и кричать: нечист, нечист! Так они жили… В таком бедственном и страшном состоянии они находились, и каким-то образом они все же узнали, что есть Тот, кто исцеляет, Тот, кто возвращает людям вновь возможность жить на этой земле. Может быть, они узнали это от того, кто кидал им издалека куски хлеба, пытался их утешить и рассказать о том, что есть у них хоть небольшая надежда на то, что они встретят этого удивительного Человека, который исцеляет больных и дарует им здравие.

    И вот в этой жизни совершилось невозможное: на пути, по которому шел Господь, они увидели Его – этого удивительного, по словам многих людей, Человека, совершающего поступки, которые превозмогают то, что делали ранее пророки. Издалека они начинают кричать: «Иису́се наста́вниче, поми́луй ны́», - чтобы привлечь Его внимание к своей немощи и к тому страданию, которым они были поражены. И Господь не оставляет без внимания обращенный к Нему крик этих десяти мужей. Они слышат слова Господа: «пойдите, покажитесь священникам». И они по слову Его идут исполнить данное им послушание, указание – это тот путь, по которому они должны пойти. И на этом пути они обретают исцеление от своей болезни. По закону они должны были пойти показаться священнику для того, чтобы он удостоверил все общество в том, что они здравы. Они исполняют это послушание.

    Девять из них идут дальше, а один – самарянин, иноплеменник – возвращается «паде́ ни́цъ при ногу́ Его́, хвалу́ Ему́ воздая́». Он благодарит Господа за исцеление, которое совершилось над ним и над остальными больными. Господь, обращаясь к нему, говорит слова, которые мы уже неоднократно слышали в Евангелии: «вѣ́ра твоя́ спасе́ тя», «воста́въ иди́», - как Он говорил многим болящим, которых Он исцелял.

    Эти слова, с которыми Господь обращается к этому больному и немощному человеку, должны были бы изменить весь внутренний строй-порядок этого человека. И мы видим, что это произошло: он славит Господа. Если мы усвоим эти слова Евангелия, которые сегодня слышим «вѣ́ра твоя́ спасе́ тя», то они должны изменить и нашу жизнь. Господь не зря нам сегодня говорит, что мы должны слышать и исполнить то, что слышим в Священном Писании, в Евангелии.

    На что же указывает нам Господь? Если представить такой образ: Господь поставил Свой воз отборной пшеницы, которой можно накормить многих людей, и вот приходит человек и бросает туда, как этот прокаженный, маленькое зернышко своей веры. И Господь не говорит ему: Я - тебя накормил, Я - тебя исцелил. Но Господь говорит: вот это маленькое зернышко твоей веры совершило все, хотя при этом ты воспользовался тем возом милости, которую Я явил над тобой.

    Господь говорит нам, что путь нашего спасения лежит в смирении. Если Сам Господь смиряет Себя таким образом пред человеком, хотя мог бы о многом сказать этому прокаженному, но Он сокрывает Себя и выставляет впереди то малое дело, которое совершил этот человек, принеся малое зерно своей веры ко Господу. Господь нам вновь и вновь напоминает, что путь спасения – это путь смирения. Другого пути не положил Господь здесь на земле. И как бы человек ни пытался иначе вести жизнь духовную, ничего не получается у человека, если он не желает идти по пути смирения. Если выставляет дела свои впереди дел других людей. Если ему кажется, что он трудится, что-то умеет, в том числе, в духовной жизни. Но это все ничто, если не является в жизни человека самое важное – то, что и является залогом спасения – не является его смирением. Если он встает перед человеком, а не ставит другого перед собой, то здесь возникает свидетельство для человека, что душа его находится в такой же страшной проказе, как эти внешним образом болевшие люди. Страдает и немощствует внутренний человек. Точно так же он должен был бы кричать: «Нечист! Нечист! Не подходите ко мне, ибо можете заразиться от меня болезнью!»

    Но этого не происходит. К сожалению, мы не видим самих себя. Мы, понимая многое о других людях, не понимаем о себе, кто мы есть на самом деле. Имеем какие-то представления о самих себе, но они совершенно не соотносятся с той реальности, о которой каждый человек узнает тогда, когда придет время и откроется Страшный суд Божий, когда откроются все дела наши. Вот, Господь об этом говорит: скорбь великая будет на сердцах людей. Все то ложное представление о себе, которое мы имеем, отпадет, и мы все увидим так, как оно есть на самом деле, в глазах Божиих.

    И посему Господь нас предупреждает и говорит: начни путь свой сейчас! Не откладывай его до каких-то других времен. Пойми только одно: пусть спасения лежит в чистом сердце. Никакие лекции, никакие книги, которые усваиваются теоретически нашим умом, не дадут нам достичь спасения. И Господь нам сегодня говорит о том, что близкими и родными Ему станут только те, кто исполняет то, что слышит от Него. Господь ждет, что мы сделаем шаг навстречу к Нему – в своих делах. Научимся поступать, как должно, не смущая и не огорчая других людей. Без этого внутреннего чистосердечного настроения невозможно совершать путь свой на земле. И обретается такое чистое устроение сердца через внимание к себе и через постоянную обращенность к молитве. Мы слышали, как получили исцеления десять прокаженных, моля: «Иису́се наста́вниче, поми́луй ны́». И наверно, если бы Господь сразу к ним не обратился, то они, подобно слепорожденному, продолжали бы кричать до тех пор, пока Господь не обратил бы на них внимания.

    «Иису́се наста́вниче, поми́луй ны́», - какая молитва изливалась из их сердец! Молитва, обращенная к Богу, обращенная к тому, чтобы Господь исцелил сердце и даровал то здравие духовное, которое столь потребно каждому из нас! Ведь мы знаем по свидетельствам угодников Божиих о том, что, если молитва укореняется в сердце, то вокруг человека выстраивается мир, покой и особая духовная нежность во взаимоотношениях. Если сего нет в сердце человеческом, то это свидетельство того, что нам так же нужно обращаться непрестанно ко Господу в молитве своей: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Чтобы наше каменное сердце превратилось в растопленный воск в руках Божиих под действием благодати Божией и тепла, которое Господь проливает на каждого человека.

    Благодать действует, никогда нас не оставляет. И Господь сполна дает каждому человеку то, что он желает. Но указывает нам, что одним из важных проявлений в духовной жизни человека является не только эта постоянная обращенность к Богу с желанием исцелиться, но и благодарность сердечная за те милости, которые являет нам Господь. Молитва благодарности и молитва о спасении – таким должен быть строй нашей духовной жизни. Все остальное не имеет никакого значения для нас. Если не укореняется в сердце постоянная обращенность, крик нашей души к Богу о милости и исцелении прокаженной души нашей, нашего внутреннего человека, то на этом пути человек теряется среди всех тех обстоятельств земной жизни, которые кажутся ему важными, значимыми, и он начинает жить по понятиям мира сего.

    Сегодня нас и Апостол предупреждает и говорит о том, что наша духовная жизнь – это не теоретические рассуждения о духовных понятиях, о духовной жизни. Это не игра в духовную жизнь на какой-то карте, но это – сражение, которое ведет каждый из нас за самого себя пред лицем той силы, которая превозмогает его самого. Если бы не Господь, то эта сила вражия ничего уже давно не оставила от каждого из нас.

    Преподобный авва Дорофей говорит, что, если бы Господь открыл нам глаза, и мы увидели бы ту реальность, в которой живем, а не ту, которую себе придумываем, увидели бы те сети, которые расставлены нам на том пути, по которому мы идем, то мы бы ничего не смогли делать. Ибо куда бы ни повернулись, что бы ни сказали – везде враг улавливает нас и делает нас пленниками своими.

    Но Господь по милости Своей, как младенцам, закрывает нам глаза. Мы даже не имеем понятия о том мире, в котором мы живем. «Уплостили» до невозможности свой мир житейских попечений и совсем не представляем, что же происходит вокруг нас. Но только благодать Божия, если мы доверяем Богу, имеет ту силу, которая проводит нас неврежденными сквозь все эти сети. Если же человек отступает от Бога, теряет внутреннюю молитву, этот постоянный крик души своей к Богу, то тут же уловляется в эти вражьи сети. Уловляется самомнением, своими представлениями, желаниями, своими понятиями о себе самом.

    Посему и напоминает нам сегодня Господь о том, что две молитвы должны быть в нашем сердце: молитва о помощи и молитва о благодарности. Они никогда не должны быть разделены в нашем сердце. И жизнь наша должна строиться так, как от нас того желает Господь и о чем предупреждает Апостол: мы должны жить жизнью настоящей, мы должны бороться за самих себя. И борьба эта очень и очень непростая. А цена этой борьбы – жизнь вечная.

    И мне хочется пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы были стойкими в нашей духовной борьбе, которую мы ведем здесь на земле. Цена этой борьба – то, что мы будем близкими Богу, будем вместе с Ним, и Господь никогда не оставит нас милостью Своей.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]