• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Слово перед молебном на начало учебного года (03.09.2017)

    03/09/2017
    Иерей Андрей Якубов. Слово перед молебном на начало учебного года (03.09.2017)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы будем совершать молебен на начало учебного года. Очень важно знать православному христианину, что есть обучение, что мы хотим от своих детей, чему и где они учатся, и к чему это приводит.

    Во-первых, стоит сказать о самых маленьких детях, которые еще не пошли в школу. Это возраст самый восприимчивый в жизни человека: человек в этом возрасте строит тот фундамент, на котором будет стоять всю свою оставшуюся жизнь. Современные дети очень часто, мы с вами это видим, подвержены такому синдрому замедления, такому нежеланию ничего в своей жизни - им ничего не хочется. Они настолько перекачены информацией, что не могут ее больше воспринимать, и к 7-10 годам уже приходят в такое состояние, что они просто ничего не хотят. Это состояние совершенно неестественно для детского возраста, в котором нужно желать познавать этот мир. А для христианской жизни это желание принципиально необходимо. И принципиально необходимо сохранять это желание всю свою жизнь, потому что человек, который не горит желанием приобрести Христа, не горит желанием научиться христианским заповедям – он в духовной жизни не преуспевает, топчется на месте и не идет за Христом.

    И вот, чтобы так не было, нужно детей очень сильно оберегать от современных технологий. По крайней мере, когда мы показываем мультфильмы, когда мы приобщаем их к компьютерным технологиям, к современным телефонам, нужно понимать, что детская психика не может воспринимать информацию с той быстрой, с которой она подается современной техникой. Просто не способна! Вы проверьте, когда ребенку полутора-двухлетнему говоришь новое слово, он может его воспроизвести только через минуту. Он начинает обдумывать его, и только через минуту он сможет осознать и произнести это слово.

    Компьютерная техника, современные мультфильмы особенно, предлагают огромное количеством кадров, которые очень быстро меняются. Требуется клиповое мышление. И ребенок не успевает все это переварить, когда он это смотрит. И вынужден больше спать и входить в такое сонливое состояние. Почему дети ничего не хотят? Потому что дети вынуждены в этом сонливом состоянии пребывать даже днем, чтобы просто переварить тот объем информации, который на них обрушился.

    И наша с вами задача – дать ребенку возможность приобщиться к той благодатной информации, которая есть в храме, и оградить от того обилия информации «мiра сего», которую детская психика не может переварить, просто не в состоянии по своему устройству.

    Затем, если говорить об отроках, с семилетнего возраста, когда ребенок уже в состоянии себя в этом мире осознать, разобраться, что такое грех, что такое добродетель, то на него в школе также обрушивается обилие информации. Если в советское время более-менее понятно было, к чему это ведет – человек становился профессионалом в конкретной области, окончив школу, он уже был готов ко взрослой жизни, то современный человек впитывает информацию, совершенно не представляя, куда ее потом применить, зачем все это нужно. Это обилие предметов, это обилие спецкурсов, которые к реальной жизни мало имеет отношение! Ведь в жизни что человеку нужно уметь? Уметь подсчитать сдачу в магазине, уметь свое имя написать, уметь прочитать Священное Писание – это необходимые из потребностей жизненных. А нас учат много чему.

    И очень много неправды мы встречаем в школьном образовании, например, в плане биологии – в плане развития человека, в химии. И мы с вами, взрослые, должны уметь квалифицированно ответить ребенку на те вопросы, которые у него возникают. Вот подойдет ребенок и спросит: а правда, что человек произошел от обезьяны? Мы скажем: нет, не правда, человека создал Бог из глины. И ребенок усомниться, возможно ли это физически сделать? Мы должны квалифицированно, профессионально ответить на все подобные вопросы. Если у вас ответов нет, то подходите к священникам, читайте книги и образовывайтесь – это наша с вами обязанность как взрослых. И будет преступлением, если мы на эти вопросы не сможем ответить или, по крайней мере, не стремимся себя образовать, чтобы ответить на эти вопросы в соответствии с уровнем развития ребенка. Не надо человеку, который в 11 классе учится, говорить, что Боженька тебя создал – так и живи, и все! Нужно квалифицированно с ребенком общаться и дать ему взрослый и серьезный ответ.

    Затем человек поступает в университет. И мы с вами зачастую заточены на это – чтобы ребенка подготовить к университетам разнообразным и чтобы ребенок наш занимался наукой. Очень важно нам с вами понимать, что наука бывает разной. Святители Иоанн Златоуст, Василий Великий тоже занимались наукой, но занимались с той целью, чтобы эту науку обратить ко служению Христу. Иметь эти научные знания, преобразить и понять, как можно с помощью них свою душу подготовить к Царствию Небесному – к конечной цели каждого христианина. А у нас сплошь и рядом возникает такая ситуация, что мы ребенка готовим просто к этой телесной, плотской жизни, которая с Царствием Небесным не имеет ничего общего. А нам надо эту плотскую жизнь поставить на служение Царствию Небесному.

    Ведь первым ученым в это мире была… Ева, которая решила провести эксперимент и съесть от плодов добра и зла. И мы видим, к каким последствиям чудовищным это привело. В дальнейшем самый главный ученый – это Каин, который строил первые города. Нам кажется благом эта цивилизация, комфорт, которым мы себя окружаем. Но мы забываем родоначальников это комфорта – каинитов. В Священном Писании не так много информации про это, но мы знаем, что перед Потом жили исполины - люди «именитые», которые произошли от Сынов Божиих и каинитов.

    «Исполини же бяху на земли во дни оны: и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии».(Быт:6,4)

    Есть только одна строчка про них, но нет информации, что это была за цивилизация, какие изобретения у них были, какие музыкальные инструменты. Просто Господь Потоп навел и всю эту цивилизацию уничтожил, потому что в глазах Божиих это не имеет никакого значения. И вот если мы с вами даем детям то образование, которое в глазах Божиих не будет иметь никакой ценности, то грош нам цена как христианам, потому что наша задача – воспитать ребенка для вечности. Не просто воспитать ребенка полезным для этого мира, а воспитать для вечности. А для этого нужно самому сильно потрудиться и понять, а может ли, например, математика, быть связана с вечностью? А физика может? А современная медицина какое отношение к вечности имеет?

    Вопрос очень важный и серьезный. И ребенку на его жизненном пути нужно помочь, направить его, чтобы он понял, как все эти вещи он может использовать, чтобы служить Богу, служить Церкви, служить своим ближним и своему Отечеству. Не просто зарабатывать деньги, чтобы работа обеспечивала его животный комфорт. А чтобы стать полноценным гражданином Царствия Небесного уже в этом мире.

    Да поможет нам с вами Господь в этом нелегком деле, чтобы мы христианами были не только на словах, не только формально приходили в храм, выстаивали службы, не только формально причащались, но и реально те вещи, которым учил Христос, смогли воплотить в нашей жизни и в воспитании наших детей.

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]